Образование

Основной задачей физико-технического факультета является удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием путем подготовки кадров с физическим и инженерным образованием. На данный момент на факультете возможно обучение по трем специальностям, трем направлениям бакалавриата, двум направлениям магистратуры, трем направлениям аспирантуры и одному направлению докторантуры.

Учебно-методическая работа на факультете сосредоточена на опубликовании учебных и учебно-методических пособий, внедрении новых информационных технологий в учебный процесс, создании электронных учебников, совершенствовании содержательной составляющей курсовых и дипломных работ, обсуждении открытых занятий, разработке новых курсов и т.д.

Подготовка студентов на Физико-техническом факультете Бурятского государственного университета ведется с 1932 г. В настоящее время право на ведение образовательной деятельности предоставлено лицензией регистрационный номер 1675, от 08 августа 2011 г.

Основные образовательные программы по направлениям подготовки представляют собой систему документов, разработанных и утвержденных высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО), Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованных примерных образовательных программ.

Основные образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника и включают в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологии.

 

1. Подготовка специалистов ведется в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) по очной форме обучения. Разработанный выпускающими кафедрами и утвержденный в установленном порядке учебный план и рабочие учебные планы (РУП) предусматривают подготовку выпускников по специальности 010701.65 — «Физика» и имеет 3 специализации: физика конденсированного состояния; радиофизика; астрофизика;.

Подготовка специалистов по специализациям курируется кафедрами:

■  Общая физика;

■  Экспериментальная и космическая физика.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки физика по специальности Физика при очной форме обучения — 5 лет. Квалификация выпускника — физик.

Деятельность специалиста направлена на исследование и изучение структуры и свойств природы на различных уровнях ее организации от элементарных частиц до Вселенной, полей и явлений, лежащих в основе физики, на освоение новых методов исследований основных закономерностей природы.

Специалист подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, а при условии освоения дополнительной образовательной программы педагогического профиля — к педагогической деятельности.

Виды профессиональной деятельности специалиста:

  • научно-исследовательская: экспериментальная, теоретическая и расчетная;
  • педагогическая.

Специалист подготовлен к решению следующих задач:

а) научно-исследовательская (экспериментальная, теоретическая и расчетная деятельность):

  • научные исследования поставленных проблем;
  • формулировка новых задач, возникающих в ходе научных исследований;
  • разработка новых методов исследований;
  • выбор необходимых методов исследования;
  • освоение новых методов научных исследований;
  • освоение новых теорий и моделей;
  • обработка полученных результатов научных исследований на современном уровне и их анализ;
  • работа с научной литературой с использованием новых информационных технологий, слежение за научной периодикой;
  • написание и оформление научных статей;
  • составление отчетов и докладов о научно-исследовательской работе, участие в научных конференциях.

б) педагогическая деятельность:

  • подготовка и чтение курсов лекций;
  • подготовка и ведение семинарских занятий;
  • ведение занятий в учебных лабораториях;
  • руководство научной работой студентов;
  • руководство дипломными работами студентов.

Сферами профессиональной деятельности являются высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, лаборатории, конструкторские и проектные бюро и фирмы, производственные предприятия и объединения, учреждения системы высшего и среднего специального образования.

Специалист может работать в должностях, предусмотренных законодательством РФ для лиц, имеющих высшее профессиональное образование (старшим лаборантом, младшим научным сотрудником, инженером в НИИ).

В соответствии с полученной за время обучения дополнительной квалификацией «Преподаватель» — может быть преподавателем средней школы и среднего профессионального учреждения, в соответствии с дополнительной квалификацией «Преподаватель высшей школы» — может быть также преподавателем вуза.

2. Подготовка специалистов ведется в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) по очной форме обучения. Разработанный выпускающими кафедрами и утвержденный в установленном порядке учебный план и рабочие учебные планы (РУП) предусматривают подготовку выпускников по специальности 140501.65 — «Двигатели внутреннего сгорания». Подготовка специалистов курируется кафедрой Машиноведения.

Квалификация выпускника — инженер.

Нормативный срок освоения основных образовательных программ подготовки инженера в рамках направления подготовки дипломированного специалиста «Двигатели внутреннего сгорания» при очной форме обучения 5 лет

Область профессиональной деятельности.

Проектирование, исследование, наладка и монтаж энергетического оборудования, организационно-управленческая деятельность.

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:

1. Машины, установки, двигатели и аппараты по производству, преобразованию и потреблению различных форм энергии, в том числе:

  • паровые и водогрейные котлы и котлы-утилизаторы;
  • парогенераторы;
  • ядерные реакторы и энергетические установки;
  • паровые, газовые турбины и двигатели;
  • камеры сгорания;
  • теплообменные аппараты;
  • тепловые двигатели и установки;
  • системы кондиционирования;
  • плазменные энергетические установки;
  • холодильные установки;
  • компрессоры и вакуумные установки.

2. Исполнительные устройства систем управления работы энергетических машин, установок, двигателей и аппаратов.

3. Вспомогательное оборудование, обеспечивающее функционирование энергетических установок и двигателей

Выпускники по направлению подготовки «Двигатели внутреннего сгорания» могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

  • проектно-конструкторская и производственно-технологическая;
  • исследовательская;
  • эксплуатационное и сервисное обслуживание;
  • монтажно-наладочная;
  • организационно-управленческая;

Задачи профессиональной деятельности выпускника.

Инженер по направлению подготовки «Энергомашиностроение» подготовлен к решению следующих видов задач:

а) проектно-конструкторская и производственно-технологическая деятельность:

  • разработка узлов и элементов энергетических машин, аппаратов и установок;
  • расчет элементов энергетического оборудования;
  • разработка технических условий и технических заданий на проектирование нового и замещающего энергетического оборудования;
  • выбор критериев оценки и сравнения проектируемого оборудования с учетом требований надежности, технологичности, экономичности, безопасности, охраны окружающей среды и конкурентоспособности;
  • организация планирования и хода реализации проектных и конструкторских работ;
  • использование информационных технологий при проектировании и конструировании технологического оборудования.

б) исследовательская деятельность:

  • исследование рабочих процессов в энергетических машинах, аппаратах и установках, в том числе по заданным программам;
  • применение методов анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества и сертификации продукции;
  • разработка математических моделей физических процессов, протекающих в энергетических машинах, аппаратах и установках;
  • применение методов анализа, синтеза, оптимизации и элементов теории статистики и вероятности при постанове, проведении эксперимента и анализе его результатов;
  • разработка алгоритмов и математического обеспечения инженерных расчетов энергетического оборудования;
  • использование компьютерных технологий, ведения эксперимента и обработки опытных данных;
  • анализ состояния динамических характеристик объектов сферы профессиональной деятельности;

в) эксплуатационное и сервисное обслуживание:

  • проведение испытаний по определению параметров назначения и оценки работоспособности оборудования;
  • выбор оборудования для замены в процессе эксплуатации;
  • наладка энергетических машин, аппаратов и установок;
  • руководство проведением работ по техническому обслуживанию двигателей, энергетического оборудования и систем;
  • разработка инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования.

г) монтажно-наладочная деятельность:

  • организация планирования подготовки хода и контроля монтажных работ по вводу в эксплуатацию энергетического оборудования;
  • разработка монтажной и пуско-наладочной документации;
  • разработка программ и проведение приемо-сдаточных испытаний энергетического оборудования.

д) организационно-управленческая деятельность:

  • внедрение инженерных и конструктивных решений в практику;
  • осуществление технического контроля, испытаний и управления качеством в процессе производства;
  • оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение заданного уровня качества продукции с учетом международных стандартов ИСО 9000;
  • организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений.

Для решения профессиональных задач инженер:

  • выполняет работы по проектированию, информационному обслуживанию, организации производства, труда и управлению, метрологическому обеспечению, техническому контролю;
  • способствует полезному использованию природных и материальных ресурсов;
  • проводит технико-экономический анализ, комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения, изыскивает возможности сокращения цикла выполнения работ, содействует подготовке процесса их выполнения, обеспечению необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием потоками информации;
  • разрабатывает методические, нормативные материалы и техническую документацию, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ;
  • участвует в работах по осуществлению, разработке проектов и программ исследований, в проведении необходимых мероприятий, связанных с испытанием оборудования и внедрением его в эксплуатацию, а также выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, в рассмотрении различной технической документации и подготавливает необходимые обзоры, отзывы, заключения;
  • изучает и анализирует необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы, обобщает и систематизирует их, проводит необходимые расчеты, использует современные технические средства и информационные технологии;
  • составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, технологические карты, контрольные карты, схемы и другую техническую документацию;
  • оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров;
  • осуществляет экспертизу технической документации, надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования, выявляет резервы, устанавливает причины существующих недостатков и неисправностей в работе оборудования, принимает меры по их устранению и повышению эффективности использования;
  • следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;
  • организует работу по повышению научно-технических знаний работников;
  • способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки и техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу учреждения, организации, предприятия.

3. Подготовка специалистов ведется в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) по очной форме обучения. Разработанный выпускающими кафедрами и утвержденный в установленном порядке учебный план и рабочие учебные планы (РУП) предусматривают подготовку выпускников по специальности 050203.65 Физика с дополнительной специальностью информатика.

Подготовка специалистов по специализациям курируется кафедрами:

■  Общая физика;

■  Вычислительной техники и информатики.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя физики-информатики по специальности 050203 Физика с дополнительной специальностью информатика при очной форме обучения 5 лет.

Выпускник, получивший квалификацию учителя физики-информатики, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

4. Подготовка бакалавров ведется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по очной форме обучения. Разработанный выпускающими кафедрами и утвержденный в установленном порядке учебный план и рабочие учебные планы (РУП) предусматривают подготовку выпускников по направлению 011200.62 – «Физика». Подготовка бакалавров по направлению курируется кафедрами:

■  Общая физика;

■ Экспериментальной и космической физики.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы по направлению составляет 4 года. Трудоемкость основной образовательной программы за учебный год равна 60 зачетным единицам. За весь срок обучения – 240 зачетных единиц.

Областью профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Физика» являются все виды наблюдающихся в природе физических явлений, процессов и структур.

Сферой профессиональной деятельности выпускников являются:

государственные и частные научно-исследовательские и производственные организации, связанные с решением физических проблем;

учреждения системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 011200 Физика являются:

физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования, физические, инженерно-физические, физико-медицинские и природоохранительные технологии, физическая экспертиза и мониторинг.

Бакалавр по направлению подготовки 011200 Физика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательская;

научно-инновационная;

организационно-управленческая;

педагогическая (в установленном порядке в соответствии с полученной дополнительной

квалификацией) и просветительская деятельность.

Бакалавр по направлению подготовки 011200 Физика должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность:

освоение методов научных исследований;

освоение теорий и моделей;

участие в проведении физических исследований по заданной тематике;

участие в обработке полученных результатов научных исследований на современном

уровне;

работа с научной литературой с использованием новых информационных технологий;

научно-инновационная деятельность:

освоение методов применения результатов научных исследований в инновационной

деятельности;

освоение методов инженерно-технологической деятельности;

участие в обработке и анализе полученных данных с помощью современных

информационных технологий;

организационно-управленческая деятельность:

знакомство с основами организации и планирования физических исследований;

участие в информационной и технической организации научных семинаров и конференций;

5. Подготовка бакалавров ведется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по очной форме обучения. Разработанный выпускающими кафедрами и утвержденный в установленном порядке учебный план и рабочие учебные планы (РУП) предусматривают подготовку выпускников по направлению 141100.62 – Энергетическое машиностроение. Подготовка бакалавров по направлению курируется кафедрой Машиноведения. Нормативный срок освоения основной образовательной программы по направлению составляет 4 года. Трудоемкость основной образовательной программы за учебный год равна 60 зачетным единицам. За весь срок обучения – 240 зачетных единиц.

Область профессиональной деятельности бакалавров включает: конструирование, исследование, монтаж и эксплуатацию энергетических машин, агрегатов, установок и систем их управления, в основу рабочих процессов которых положены различные формы преобразования энергии.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

машины, установки, двигатели и аппараты по производству, преобразованию и потреблению

различных форм энергии, в том числе:

паровые и водогрейные котлы и котлы-утилизаторы;

парогенераторы;

камеры сгорания;

ядерные реакторы и энергетические установки;

паро- и газотурбинные установки и двигатели;

паровые турбины;

комбинированные установки;

теплообменные аппараты;

гидравлические турбины и обратимые гидромашины;

энергетические насосы;

гидродинамические передачи;

гидропневмоагрегаты;

гидравлические и пневматические приводы;

комбинированные гидропневмосистемы управления энергетическими объектами;

средства автоматики энергетических установок и комплексов;

двигатели внутреннего сгорания;

энергетические установки на основе нетрадиционных и возобновляемых видов энергии;

вентиляторы, нагнетатели и компрессоры;

исполнительные устройства, системы и устройства управления работой энергетических

машин, установок, двигателей, аппаратов и комплексов с различными формами преобразования

энергии;

вспомогательное оборудование, обеспечивающее функционирование энергетических

объектов;

технологии и оборудование для энергетического машиностроения.

Бакалавр по направлению подготовки 141100 Энергетическое машиностроение готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

проектно-конструкторская;

научно-исследовательская;

производственно-технологическая;

монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная;

организационно-управленческая.

По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) «бакалавр» присваивается специальное звание «бакалавр-инженер».

Бакалавр по направлению подготовки 141100 Энергетическое машиностроение должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

проектно-конструкторская деятельность:

сбор и предварительный анализ исходных данных для конструирования;

расчет и конструирование деталей и узлов в соответствии с техническим заданием с

использованием стандартных средств автоматизации проектирования и учетом технологии

изготовления;

разработка рабочей технической документации, оформление законченных конструкторских

работ;

контроль соответствия технической документации стандартам, техническим условиям и

другим нормативным документам;

научно-исследовательская деятельность:

изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике

исследования;

проведение расчетных и численных экспериментов по разработанному алгоритму с

применением стандартного программного обеспечения;

проведение экспериментов по утвержденной методике, составление описания проводимых

исследований, анализ и обобщение результатов;

подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

организация защиты объектов интеллектуальной собственности;

производственно-технологическая деятельность:

контроль за соблюдением технологической дисциплины;

контроль за обслуживанием технологического оборудования;

организация метрологического обеспечения технологических процессов, использование

типовых методов контроля качества выпускаемой продукции;

контроль за соблюдением экологической безопасности и техники безопасности;

участие во внедрении результатов исследований и разработок;

монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная деятельность:

наладка и опытная проверка оборудования и программных средств;

монтаж.

 

6. Подготовка бакалавров ведется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по очной форме обучения. Разработанный выпускающими кафедрами и утвержденный в установленном порядке учебный план и рабочие учебные планы (РУП) предусматривают подготовку выпускников по направлению 230400 – Информационные системы и технологии(академический и прикладной бакалавриат). Подготовка бакалавров по направлению курируется кафедрой Вычислительной техники и информатики. Нормативный срок освоения основной образовательной программы по направлению составляет 4 года. Трудоемкость основной образовательной программы за учебный год равна 60 зачетным единицам. За весь срок обучения – 240 зачетных единиц.

Область профессиональной деятельности бакалавров включает: исследование, разработку, внедрение и сопровождение информационных технологий и систем.

В соответствии с областью профессиональной деятельности направление подготовки 230400 Информационные системы и технологии может включать в себя различные профили подготовки.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: информационные процессы, технологии, системы и сети, их инструментальное (программное, техническое, организационное) обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации информационных технологий и систем в областях: машиностроение, приборостроение, наука, техника, образование, медицина, административное управление, юриспруденция, бизнес, предпринимательство, коммерция, менеджмент, банковские системы, безопасность информационных систем, управление технологическими процессами, механика,

техническая физика, энергетика, ядерная энергетика, силовая электроника, металлургия, строительство, транспорт, железнодорожный транспорт, связь, телекоммуникации, управление инфокоммуникациями, почтовая связь, химическая промышленность, сельское хозяйство, текстильная и легкая промышленность, пищевая промышленность, медицинские и биотехнологии, горное дело, обеспечение безопасности подземных предприятий и производств, геология, нефтегазовая отрасль, геодезия и картография, геоинформационные системы, лесной комплекс, химико-лесной комплекс, экология, сфера сервиса, системы массовой информации, дизайн, медиаиндустрия, а также предприятия различного профиля и все виды деятельности в условиях экономики информационного общества.

Бакалавр по направлению подготовки 230400 Информационные системы и технологии готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

проектно-конструкторская;

проектно-технологическая;

производственно-технологическая;

организационно-управленческая;

научно-исследовательская;

инновационная;

монтажно-наладочная;

сервисно-эксплуатационная.

По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) «бакалавр» присваивается специальное звание «бакалавр-инженер».

Бакалавр по направлению подготовки 230400 Информационные системы и технологии науки должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности.

Проектно-конструкторская деятельность:

предпроектное обследование (инжиниринг) объекта проектирования, системный анализ

предметной области, их взаимосвязей;

техническое проектирование (реинжиниринг);

рабочее проектирование;

выбор исходных данных для проектирования;

моделирование процессов и систем;

оценка надежности и качества функционирования объекта проектирования;

сертификация проекта по стандартам качества;

расчет обеспечения условий безопасной жизнедеятельности;

расчет экономической эффективности;

разработка, согласование и выпуск всех видов проектной документации.

Проектно-технологическая деятельность:

проектирование базовых и прикладных информационных технологий;

разработка средств реализации информационных технологий (методические,

информационные, математические, алгоритмические, технические и программные);

разработка средств автоматизированного проектирования информационных технологий.

Производственно-технологическая деятельность:

участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки

производства новой продукции;

подготовка документации по менеджменту качества технологических процессов на

производственных участках;

разработка и внедрение технологий разработки объектов профессиональной деятельности,

в областях: машиностроение, приборостроение, наука, техника, образование, медицина,

административное управление, юриспруденция, бизнес, предпринимательство, коммерция,

менеджмент, банковские системы, безопасность информационных систем, управление

технологическими процессами, механика, техническая физика, энергетика, ядерная энергетика,

силовая электроника, металлургия, строительство, транспорт, железнодорожный транспорт, связь,

телекоммуникации, управление инфокоммуникациями, почтовая связь, химическая

промышленность, сельское хозяйство, текстильная и легкая промышленность, пищевая

промышленность, медицинские и биотехнологии, горное дело, обеспечение безопасности

подземных предприятий и производств, геология, нефтегазовая отрасль, геодезия и картография,

геоинформационные системы, лесной комплекс, химико-лесной комплекс, экология, сфера

сервиса, системы массовой информации, дизайн, медиаиндустрия, а также предприятия

различного профиля и все виды деятельности в условиях экономики информационного общества.

Организационно-управленческая деятельность:

организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение компьютерного

оборудования;

оценка совокупной стоимости владения информационными системами;

оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества объекта

проектирования;

организация контроля качества входной информации.

Научно-исследовательская деятельность:

сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по

тематике исследования;

участие в работах по проведению вычислительных экспериментов с целью проверки

используемых математических моделей.

Инновационная деятельность:

согласование стратегического планирования с информационно-коммуникационными

технологиями (ИКТ), инфраструктурой предприятий и организаций.

Монтажно-наладочная деятельность:

инсталляция, отладка программных и настройка технических средств для ввода

информационных систем в опытную эксплуатацию;

сборка программной системы из готовых компонентов;

инсталляция, отладка программных и настройка технических средств для ввода

информационных систем в промышленную эксплуатацию; испытаний и сдаче информационных

систем в эксплуатацию;

участие в проведении испытаний и сдаче в опытную эксплуатацию информационных систем

и их компонентов.

Сервисно-эксплуатационная деятельность:

поддержка работоспособности и сопровождение информационных систем и технологий в заданных функциональных характеристиках и соответствии критериям качества;

обеспечение условий жизненного цикла информационных систем;

обеспечение безопасности и целостности данных информационных систем и технологий;

адаптация приложений к изменяющимся условиям функционирования;

составление инструкций по эксплуатации информационных систем.

7. Подготовка магистров ведется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по очной форме обучения. Разработанный выпускающими кафедрами и утвержденный в установленном порядке учебный план и рабочие учебные планы (РУП) предусматривают подготовку выпускников по направлению 011200.68 – «Физика». Подготовка магистров по направлению курируется кафедрой Общая физика. Нормативный срок освоения основной образовательной программы по направлению составляет 2 года. Трудоемкость основной образовательной программы за учебный год равна 60 зачетным единицам. За весь срок обучения – 120 зачетных единиц.

Областью профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 011200 Физика являются все виды наблюдающихся в природе физических явлений, процессов и структур.

Сферой профессиональной деятельности выпускников являются:

государственные и частные научно-исследовательские и производственные организации,

связанные с решением физических проблем;

учреждения системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего

образования.

Объектами профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 011200 Физика являются:

физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их

функционирования, физические, инженерно-физические, физико-медицинские и

природоохранительные технологии, физическая экспертиза и мониторинг.

Магистр по направлению подготовки 011200 Физика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательская;

научно-инновационная;

организационно-управленческая;

педагогическая (в установленном порядке в соответствии с полученной дополнительной квалификацией) и просветительская деятельность.

Магистр по направлению подготовки 011200 Физика должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность:

проведение научных исследований поставленных проблем;

формулировка новых задач, возникающих в ходе научных исследований;

работа с научной литературой с использованием новых информационных технологий,

слежение за научной периодикой;

проведение физических исследований по заданной тематике;

выбор технических средств, подготовка оборудования, работа на экспериментальных физических установках;

выбор необходимых методов исследования;

анализ получаемой физической информации с использованием современной вычислительной техники;

научно-инновационная деятельность:

применение результатов научных исследований в инновационной деятельности;

разработка новых методов инженерно-технологической деятельности;

участие в формулировке новых задач и разработке новых методических подходов в научно-инновационных исследованиях;

обработка и анализ полученных данных с помощью современных информационных технологий;

организационно-управленческая деятельность:

участие в организации научно-исследовательских и научно-инновационных работ, контроль за соблюдением техники безопасности;

участие в организации семинаров, конференций;

составление рефератов, написание и оформление научных статей;

участие в подготовке заявок на конкурсы грантов и оформлении научно-технических проектов, отчетов и патентов;

участие в организации инфраструктуры предприятий, в том числе информационной и технологической;

педагогическая (в установленном порядке в соответствии с полученной дополнительной квалификацией) и просветительская деятельность:

подготовка и ведение семинарских занятий и лабораторных практикумов;

руководство научной работой бакалавров;

проведение кружковых занятий по физике.

 

8. Подготовка магистров ведется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по очной форме обучения. Разработанный выпускающими кафедрами и утвержденный в установленном порядке учебный план и рабочие учебные планы (РУП) предусматривают подготовку выпускников по направлению 141100.68 – Энергетическое машиностроение. Подготовка магистров по направлению курируется кафедрой Машиноведения. Нормативный срок освоения основной образовательной программы по направлению составляет 2 года. Трудоемкость основной образовательной программы за учебный год равна 60 зачетным единицам. За весь срок обучения – 120 зачетных единиц.

Область профессиональной деятельности магистров включает: проектирование, конструирование, исследование, монтаж и эксплуатацию энергетических машин, агрегатов, установок и систем их управления, направленных на создание конкурентоспособной техники, в основу рабочих процессов которых положены различные формы преобразования энергии.

Объектами профессиональной деятельности магистров являются:

машины, установки, двигатели и аппараты по производству, преобразованию и потреблению различных форм энергии, в том числе:

паровые и водогрейные котлы и котлы-утилизаторы;

парогенераторы;

камеры сгорания;

ядерные реакторы и энергетические установки;

паро- и газотурбинные установки и двигатели;

паровые турбины;

комбинированные установки;

теплообменные аппараты;

гидравлические турбины и обратимые гидромашины;

энергетические насосы;

гидродинамические передачи;

гидропневмоагрегаты;

гидравлические и пневматические приводы;

комбинированные гидропневмосистемы управления энергетическими объектами;

средства автоматики энергетических установок и комплексов;

двигатели внутреннего сгорания;

энергетические установки на основе нетрадиционных и возобновляемых видов энергии;

вентиляторы, нагнетатели и компрессоры;

исполнительные устройства, системы и устройства управления работой энергетических машин, установок, двигателей, аппаратов и комплексов с различными формами преобразования энергии;

вспомогательное оборудование, обеспечивающее функционирование энергетических объектов;

технологии и оборудование для энергетического машиностроения.

Магистр по направлению подготовки 141100 Энергетическое машиностроение готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

проектно-конструкторская;

научно-исследовательская;

производственно-технологическая;

монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная;

организационно-управленческая;

педагогическая.

Магистр по направлению подготовки 141100 Энергетическое машиностроение должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

проектно-конструкторская деятельность:

проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений и патентоспособности и определения показателей технического уровня проектируемых изделий;

обоснование принятых проектно-технических решений;

составление описаний принципов действия и устройства проектируемых изделий и объектов;

разработка эскизных, технических и рабочих проектов сложных изделий с использованием средств автоматизации проектирования, передового опыта разработки конкурентоспособных изделий;

обеспечение технологичности изделий;

проведение расчетов по проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых изделий и конструкций;

разработка методических и нормативных документов, технической документации, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;

поиск оптимальных решений при создании продукции с учетом требований к уровню качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты;

научно-исследовательская деятельность:

разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и технических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей;

сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи;

выбор методики и организация проведения экспериментов и испытаний, анализ результатов;

подготовка научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований;

разработка физических и математических моделей и на их базе алгоритмов и программ исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере;

управление результатами научно-исследовательской деятельности и коммерциализация прав на объекты интеллектуальной собственности;

производственно-технологическая деятельность.